Произведение Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" - не только энциклопедия русской жизни, но и хранилище уникальных образов героев, часть из которых была чем-то новым и неизведанным для отечественной литературы начала 19 века. К таким образам относится Евгений Онегин — молодой дворянин, вокруг которого разворачивается большая часть истории одноименного романа в стихах. Поэту удалось создать портрет поколения молодых людей, чей расцвет пришелся на 20-е годы, еще до того, как они сами охарактеризовали себя и навсегда остались в истории нашей страны.
Образ ненужного, лишнего человека, постоянно скучающего и страдающего от своей же апатии, ненужности и отстраненности — вот каким предстал Евгений Онегин перед читателем. Этот молодой человек имел все для того, чтобы устроить себе достойную интересную жизнь. Он был умен, образован, богат красив, молод, перед ним было открыто множество дорог, но нигде он не мог найти свое место, ничего не занимало его надолго. Если в обществе этот герой вызвал сильный резонанс, то как к нему относился сам автор знаменитого романа? Является ли Онегин отражением Пушкина, его попыткой отобразить себя на книжных страницах?
Ответ на эти вопросы вполне очевиден — Александр Сергеевич создал не автопортрет, а портрет поколения, точно так же, как и портрет эпохи в целом. Для отображения своего собственного мнения он ввел образ автора, в которого поместил часть своей личности. Автор в "Евгении Онегине" не является проекцией Пушкина, но, несомненно, был рожден как часть поэта. Через него Пушкин смотрит на героев, взаимодействует с ними и рассуждает об их поступках. Они схожи с Онегиным: хорошее воспитание и образование, Петербург и прожитые в нем годы, некоторая критичность по отношению к окружающим, требовательность к себе, литературные предпочтения. Но при этом автор умеет себя занять, он посвящает свое время поэзии. Онегина же стихосложение увлекает не дольше, чем любое другое занятие. Автор давно пережил те дни, когда смыслом жизни были балы, приемы и прекрасные молодые дамы, он вспоминает те времена с ностальгией по ушедшему, но возвращаться к ним не планирует. Онегин же, несмотря на полное отсутствие интереса к данному времяпровождению, даже после своего путешествия первым делом посещает очередное светское мероприятие — ему больше некуда идти, нечем занять себя.
К своему герою писатель относится с долей иронии, но без осуждения или злой насмешки. Он не учит Онегина жизни, не дает советов. Позиция наблюдателя для него удобна и комфортна, ведь так он присутствует "на сцене", но в то же время остается в тени, не заслоняя главные действующие лица. Несмотря на иронию, автор становится абсолютно серьезен, когда дело касается искренних чувств Евгения, его духовных терзаний и стремлений. Он провел над созданием такого полного и яркого образа слишком много времени, прописал его до мелочей, вдохнул жизнь и сам того не подозревая оставил для преемников один из первых образов "лишнего человека" - как не относиться к такой работе без должной серьезности и трепета? Александр Сергеевич сопереживает Онегину так же, как и остальным героям романа, но не пытается образумить и направить в нужное русло. Его герои сами вершат свою судьбу, а в случае с Онегиным его будущее так и остается неизвестным и изменчивым, оставляя надежду на искупление.