Панорама Евгений Онегин
Евгений Онегин > Исследования романа > Композиция романа Евгений Онегин

Композиция романа Евгений Онегин

Дата публикации:
Рубрика: Исследования романа
Автор:

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали. 

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но она отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению. 

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями столичный франт, который может часами собираться на бал, светские вечера и в театр. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой. 

Перемены отображаются и в Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Задумчивость, мечтательность и книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, строя произведение на контрастах. 

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. 

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Встречается пейзаж всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны. 

Открытая концовка

Поэт оставляет незавершенным роман, приводя читателя к загадкам и рассуждениям: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Добавить комментарий

Поддержать проект

Если Вам пригодился данный сайт и Вы хотите выразить благодарность авторам, сделайте перевод при помощи этой формы:

Сумма: