Александр Сергеевич Пушкин создал не только "энциклопедию русской жизни", но и достоверный портрет целого поколения обеспеченных молодых людей, которым не суждено было найти свое место в этом мире. Среди них оказался и Евгений Онегин, чья жизнь стала отражением большинства его сверстников и современников.
Возникает вполне закономерный вопрос: как можно жизнь человека охарактеризовать одним лишь днем? Ответить на него можно после попыток проанализировать быт юноши и выявить ключевые моменты.
Евгений Онегин - молодой обеспеченный дворянин, в меру обученный и избалованный вниманием. Его воспитывают французские гувернеры, мальчик вырастает в красивого, воспитанного и галантного юношу. Он быстро становится любимчиком в светском обществе, понимает, как стоит вести себя для того, чтобы получить всеобщее расположение. Для этого Евгению не требуется глубокой образованности, достаточно личных талантов, приобретенных знаний и соблюдения таких простых вещей, как следование моде, современным веяниям в литературе и способности поддержать любой разговор не углубляясь в проблематику вопроса.
Каждый его день наполнен праздностью и посещением престижных мест. Распорядок его дня достаточно прост и практически не подвергается изменениям. Каждое свое утро Онегин начинает около полудня и первые несколько часов, как и время перед посещением каждого нового места, проводит перед зеркалом, приводя себя в порядок с поражающей скрупулезностью. Он считает, что должен безукоризненно следовать моде и подходит к этому вопросу с особой педантичностью. После утреннего туалета Онегина уже ждут записочки-приглашения на различные мероприятия. Герой отправляется на бульвар, где проводит время вплоть до обеда:
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед
К этому времени зимний Петербург уже погружается в темноту, а юного героя на столе ждут ростбиф, трюфели, страсбургский пирог, лимбургский сыр, ананасы и вино - по-настоящему роскошный обед, «французской кухни лучший цвет». Создается впечатление, что у Евгения нет свободного времени и он подчиняется какому-то собственному ежедневному расписанию:
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…»
В действительности же юный герой изо дня в день предпочитает полагаться на волю случая и отправляется туда, куда его приглашают. Он руководствуется своими прихотями и даже театр посещает не для культурного развития, а из скуки и желания покрасоваться перед высшим обществом. Он не досматривает представление до конца, а бесцеремонно покидает зал и отправляется на следующий светский прием:
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал
На балу он проводит практически всю ночь, но и там, среди милых дам, его одолевает апатия, он не чувствует ни капли заинтересованности в происходящем вокруг него. Онегин оказывается оторван от реальной жизни, ведь когда большинство приступает к ежедневной службе, он только собирается ложиться в постель после шумно проведенной ночи. Веселье и постоянные развлечения становятся для героя настоящей работой, ведь другой жизни он не знает и ни к чему не относится серьезнее, чем к своему постоянному времяпровождению. Отдых становится для него тягостной рутиной, жизнь теряет свои краски, Онегина затягивает в безумную, утомительную и шумную рутину балов, представлений и маскарадов.
Итак, вернемся к вопросу: можно ли, рассмотрев лишь один день, охарактеризовать им всю жизнь главного героя «Евгения Онегина»? Каждый день юноши похож на другой, его рутиной стала искусственная жизнь, наполненная глянцем и показным лоском. Да, его повседневность монотонна и утомительна, как бывает утомительно любое многократно повторяющееся событие. Именно поэтому он с такой легкостью соглашается взять себе земли покойного дяди, но и на новом месте скука быстро настигает героя. Это удивительная черта Онегина – создавать вокруг себя среду, погруженную в апатию и безразличие. Евгений не умеет проводить время с пользой, не стремится и не может создавать нечто новое, а значит обречен провести всю жизнь в одном дне, так называемом «дне сурка».