20-30-ые годы 19 века вошли в истории России как достаточно трудное изменчивое время, период волнений и перемен, так и не осуществившихся в полной мере. Восстание декабристов в 1825 году стало закономерным итогом консервативного правления Александра I, а пришедший ему на смену Николай I не только не оправдал надежд вольнодумцев, но и на долгие годы отсрочил те события, к которым стремились бунтовщики. И А.С. Пушкин, и М.Ю Лермонтов стали свидетелями данных событий, и, хоть и не принимали личного участия, но также внесли свой вклад в историю данного периода, в частности в развитие отечественной литературы.
Александру Сергеевичу Пушкину принадлежит создание ярчайшего представителя своего поколения, портрета всех "лишних людей" эпохи восстания декабристов. Речь конечно же, о Евгении Онегине, главном герое одноименного романа в стихах. Михаил Юрьевич Лермонтов, в свою очередь, продолжил вырисовывающуюся галерею "лишних людей" и в своем романе "Герой нашего времени" представил общественности "младшего брата Онегина", как называл его Герцен - Григория Печорина.
«Лишний человек» - термин, который появился в литературе после произведения И.С. Тургенева и прочно закрепился благодаря пушкинскому «Евгению Онегину». 20-е годы 19 века с их волнениями породили целое поколение ненужных молодых людей, а Александр Сергеевич воплотил все их пороки, страхи и переживания в образе Евгения Онегина. Он умен, образован, воспитан, галантен и красив, но прелести светской жизни уже в 18 лет наскучили ему, душа истощилась, а сердце более не способно на искренние и сильные чувства. К упорному труду и созданию нового молодой человек не проявляет совершенно никакого интереса, а значит все, что ему остается – бесцельное скитание в чуждом ему мире.
Григорий Печорин, чей образ так искусно вышел из-под пера Лермонтова, обречен на еще более трагичное существование: восстание подавлено, надежды на перемены нет, негде искать соратников и близких по духу людей. Если Онегин теоретически мог бы примкнуть к декабристам и таким образом хотя бы ненадолго обрести цель в жизни через самопожертвование на благо общества, то Печорину не остается ничего иного, как посвятить себя военным действиям на Кавказе, в которых он не видит абсолютно никакого смысла. Он так же, как и предшественник, образован, умен, обладает невероятной проницательностью и внутренней силой, но абсолютно лишен сострадания как к окружающим, так и к самому себе. Общество вновь породило «эгоиста поневоле», но с еще более жестокой судьбой. Григорий тянется навстречу сильным чувствам, но в итоге рушит связи с окружающими, становится их личным несчастьем. Вместо того, чтобы направить свою неуемную энергию на созидание или создание, он впадает в глубочайшую апатию, упивается саморазрушением. В его жизни, как и в жизни Евгения, не остается ничего, ради чего стоило бы меняться и внутренне расти.
Можно ли назвать Евгения и Григория показательными образами своего времени, его героями? Со всей уверенностью можно дать положительный ответ. Ярким подтверждением являются трагические судьбы их создателей: погибшие достаточно рано, одаренные Пушкин и Лермонтов так же испытывали глубокое разочарование, отверженность и потерянность в жизни. Несомненно, они опережали свое время, но вместе с тем остро чувствовали главные проблемы своих современников и десятилетий в целом.
Итак, лишние люди и были героями своего времени, юные дворяне не могли найти себе места в новом мире политического и социального застоя и упадка. Несмотря на то, что они были основной движущей силой - новым поколением, которое должно занять место стареющего прежнего, они находились в растерянности, были лишены возможности духовного роста. Именно поэтому и Онегин, и Печорин, являясь "лишними людьми", при этом характеризуют свое поколение, являются непосредственными главными героями, живущими и играющими на сцене жизни своего времени.