В своих критических статьях, посвященных анализу произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин", Виссарион Григорьевич Белинский называет главного героя "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле". Работы литературного критика, как и сам стихотворный роман Александра Сергеевича Пушкина, на протяжении многих лет изучают, анализируют и обсуждают, из раза в раз задаваясь вопросом: почему же Белинский назвал Онегина эгоистом поневоле? Для того, чтобы ответить на него, необходимо взять во внимание не только само произведение, но и тот контекст, в рамках которого критик дал такую характеристику герою.
Для начала вспомним каким предстал перед читателями Евгений в самых первых главах произведения. Молодой столичный франт, у которого есть все, чего можно пожелать, кроме самого главного — цель существования, мотивация к жизни и созданию нового. Евгений умирает от скуки на светских вечерах, он пресыщен романами с молоденькими дамами, все для него старо, пошло и не интересно. Отъезд в деревню молодой человек воспринимает с надеждой — вдруг там найдется нечто такое, что сможет разбудить его дремлющий в апатии разум?
Но и тут героя ждет разочарование: неспособный к упорной работе и тяжелому труду он быстро возвращается в свое привычное состояние. К тому же люди вокруг него оказываются не так умны и воспитаны, как сам Онегин, получивший современное образование. Юноше непонятны местные традиции, разговоры, привычки, они отталкивают его, способствуя созданию образа чудака и одиночки среди его новых соседей. Лишь Ленский удостоился внимания Евгения, но и с ним Онегин испытывает скуку. Татьяну же герой хоть и понимает, но оказывается не готов и не способен принять девушку и ее чувства.
Онегин оказывается одиноким в любой компании, в любом обществе. Никто не способен понять его, считает Онегин, так как сам не понимает себя. Как же ему, неприученному задавать вопросы самому себе, искать истину и работать над собой, понять окружающих, впустить их в свою жизнь? Пусть Ленский и считал его другом, но он так же, как и остальные, не был заинтересован совершать путешествие по закоулкам души Онегина, поэт увлечен собой и своей любовью к Ольге. Так, отверженный социумом, Онегин и сам отвергает, критикует и разрушает, не способный создавать и любить.
Общество способствовало становлению Онегина как эгоиста, считает В.Г. Белинский. Будучи непонятым и отверженным из-за глубины своей страстной натуры и острого холодного ума, Евгений был словно отделен от окружающих невидимой стеной. Его манеры принимали за наигранность и злую иронию, но они были лишь порождением его ума и проницательного характера. Будучи эгоистом по своей природе, Онегин невольно стал заложником самого себя и своего окружения, ведь вести себя иначе он не просто не хотел, а не мог и не был научен.
Невозможно не согласиться с критиком: Евгений Онегин — эгоист не только по своей воле, он сам страдает от себя так же, как и окружающие его люди, но что делать с этим герой не знает. Даже вспыхнувшая любовь к Татьяне основана на страсти, в ее основе — разрушающее, сжигающее чувство. Иначе Онегин любить не может, ведь с ранних лет он учился флиртовать, кокетничать и завлекать, он сам признается, что замужество и стабильные теплые отношения не для него. В эгоизме заключается одна из основных его проблем, он — причина многих поступков и решений, которые повлияли не только на судьбу героя, но и на развития сюжета произведения в целом.