Александр Сергеевич Пушкин — по-настоящему гениальный писатель, ведь ему удалось не только создать энциклопедию русской жизни своих современников, но и безошибочно определить портрет целого поколения молодых людей, пришедшего на смену старым устоям и традициям вместе с новым императором. Таким портретом поколения и воплощением образа "лишнего человека" стал Евгений Онегин, главный герой первого отечественного романа в стихах с одноименным названием. На протяжении всего повествования Онегин испытывает трудности в общении с людьми: становясь частью жизни другого человека он каким-то необъяснимым образом становится причиной несчастий и трудностей, оставляет свой отпечаток в душе каждого, с кем хоть немного сближается. В итоге герой неизменно остается в одиночестве и привычной уже апатии. Но почему Онегин остается одинок несмотря на любые обстоятельства? Что не так с этим юношей? Неужели он обречен на одиночество по воле самого автора - А.С. Пушкина?
Для начала стоит разобраться в природе характера Онегина. Будучи выходцем из дворянской семьи мальчик получал передовое образование по меркам своего времени: француз-гувернер учил его всему понемногу, что вскоре позволило повзрослевшему юноше прослыть в обществе образованным и воспитанным человеком. Обладая острым проницательным умом Евгений быстро понял, как нужно вести себя в обществе для того, что всем нравиться и привлекать всеобщее внимание, в особенности — юных дам. "Наука страсти нежной" ему была знакома с ранних лет, как и обычаи светских приемов, программа театров и других светских заведений Петербурга. Но если подавляющее большинство среди русского дворянства было довольно своим положением и праздным бездельем без глубоких увлечений, то для Онегина такая жизнь постепенно превратилась в унылую рутину. Даже юные девушки со своим флиртом и романтикой вызывали апатию и глубокое разочарование. Евгений предъявлял и к себе, и к своему окружению достаточно высокие требования, а когда понял, что удовлетворить их невозможно, занял позицию вечно недовольного и на каждого смотрящего с усмешкой скептика.
Неудивительно, что и в деревне своего дяди он быстро прослыл чудаком — даже среди себе подобных образованных людей он выделялся, что уж говорить о грубых простых крестьянах и поместном дворянстве, которое положение обязывало вести себя в лучших светских традициях, но близость к природе и простое окружение накладывали свой отпечаток. Лишь один человек сумел привлечь внимание Онегина — юный романтик Ленский, образованный и разбирающийся в искусстве выпускник из Германии. Но и его Евгений воспринимает лишь как забаву, приятеля "от нечего делать". Наивность и мечтательность Ленского кажутся герою глупостью, но, вместо того чтобы познакомить друга с реальным миром, Евгений предпочитает наблюдать и ждать болезненного удара от жизни, который, по его мнению, неизбежен.
Дружеские чувства в Евгении так и не пробудились, но может любовь растопит ледяное измученное сердце героя? Но этого не происходит. Глубокий страстный порыв Татьяны герой поначалу принимает за светские игры юных дам. Но даже разглядев в ее письме неподдельную искренность и полноту любви, он не позволяет подобному чувству зародиться в своей душе. Онегин остается глух к Татьяне, как и ко всему остальному в окружающем его мире. Герой сам отгораживает себя от мира, не дает себе ни малейшего шанса начать новую жизнь, наконец, проснуться, подобно природе вокруг него.
Главная трагедия личности Онегина заключается в том, что он и сам осознает свои ошибки, и если не понимает до конца, то точно смутно догадывается о причинах своего внутреннего разлада. В попытке убежать от прежнего себя и горечи, которую ему принесло убийство Ленского, н отправляется в долгое путешествие. Но новые места остаются глухи к Онегину, так же, как и он к ним. Герой мечется, словно загнанный зверь, и в итоге вновь оказывается среди тех людей, которые первыми указали на его чуждость. Светский мир Петербурга встречает повзрослевшего Онегина с удивлением, недоверием и непониманием — что забыл среди них этот чудак, всегда чужой, насмешливый и обреченный на непонимание? Сам Евгений также чувствует свое отчуждение, но поделать с этим уже ничего не может. Финальной точкой романа и попыткой к возрождению становится страсть Онегина к Татьяне. В нем просыпается былой азарт, страсть по отношению к женщине, но они приводят Евгения в тупик. Он не хочет признавать, что уже давно упустил свой шанс. Несмотря на свою проницательность и способность к анализу, герой остается глух сам к себе.
Конечно, не только сам Онегин виновник своих бед. Таких людей, как Евгений, создала сама эпоха с ее волнениями и последовавшим за ними периодом застоя. Неприкаянные, ничем не занятые, погруженные в самоуничтожение, лишенный смысла жизни — такими видел Александр Сергеевич своих современников, лично испытал на себе трагедию этого ненужного поколения. Подверженное нравственному упадку и деградации высшее общество не было способно понять Онегина и найти для него применение: проще игнорировать те, кто как-то отличается, чем попытаться выстроить новую систему отношений. Частично так и произошло с Татьяной, но она, в отличие от своего возлюбленного, словно неунывающая природа, сумела приспособиться и научиться жить по-новому.
Александр Сергеевич также не мог изменить судьбу своего героя, помочь ему. Будучи реалистом, он лишь отображал действительность, а не пытался исправить ее. Сам образ Онегина, каждая черта характера и их совокупность — все вело к такому исходу. Пока Евгений не изменится — он обречен на одиночество. Вероятность таких метаморфоз крайне мала, ведь ни смерть, ни любовь не смогли пробудить в герое жажду внутренних перемен и осознание их необходимости. Но все же надежда есть, ведь история Онегина имеет открытый финал и неизвестна никому, возможно, даже самому поэту.