Панорама Евгений Онегин
Евгений Онегин > Исследования романа > Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Дата публикации:
Рубрика: Исследования романа
Автор:

Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» вполне заслуженно называют «энциклопедией русской жизни» за многочисленные описания быта, природы и социума. Данный роман в стихотворной форме — одно из первых реалистических произведений в отечественной литературе, в котором автор с удивительной достоверностью изобразил своих современников и мир вокруг них. Достичь такого потрясающего результата Александру Сергеевичу помогло использование различных лирических отступлений, которые часто встречаются на страницах романа.

Лирическое отступление — композиционно-стилистический прием, позволяющий автору вставить в текст свое личное размышление, воспоминание или высказывание. Также лирическое отступление может содержать описание природы или характеристику героев. Этот внесюжетный элемент призван расширить мир произведения, привнести в него новые краски, грани и подробности не только касательно героев, но и их окружения и жизни в целом.

Помимо расширения пространства внутри произведения, с помощью данного литературного приема Александр Сергеевич отделяет друг от друга фрагменты, происходящие в разных временных промежутках: после отступления непременно начинается новый виток сюжета.

Условно лирические отступления, встречающиеся на страницах романа, можно разделить на несколько групп: биографические, пейзажные, философские, критико-публицистически, житейские, любовные и другие. Так, например, первая глава содержит в себе описания балов и светских приемов, которые можно отнести к житейским.

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то… не то, избави Боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.

Любовные отступления встречаются достаточно часто. К ним можно отнести строки, в которых Пушкин восхищается ножками благородных дам.

Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов, и заточенье?
Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.

В шестой главе наравне с рассуждениями о несостоявшейся судьбе Ленского идут размышления писателя о собственной жизни и взрослении, что можно причислить к философским отступлениям.

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Наконец, в восьмой главе Александр Сергеевич находит место для собственной биографии и ведет рассказ о своей юности и годах в лицее.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Даже последние строки романа являются примером использования автором данного приема.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Благодаря данному литературному приему личность автора максимально естественно и гармонично вплетена в повествование. А.С. Пушкин не является сторонним наблюдателем, он – один из участников сюжета, остающийся в тени, но неизменно следующий за главными действующими лицами. Порой лирические дополнения никак не связаны с сюжетом романа, но их роль от этого ничуть не уменьшается. Каждое отступление является уникальным взглядом Пушкина на себя, свое окружение и эпоху со всеми ее тенденциями и противоречиями.

Теги: #Автор

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:



Поддержать проект

Сумма: