Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» вот уже долгие годы вызывает интерес не только своей особой формой повествования и наполненным лирикой сюжетом, но и необычайно интересными и выразительными образами главных героев.
В центре разворачивающейся трагедии оказываются яркие молодые люди – Евгений Онегин и Владимир Ленский. Юноши совершенно непохожи друг на друга, но волею случая оказываются не только в одном месте, но и в общей истории.
Онегин – молодой прожигатель жизни, один из тех людей дворянского сословия, кто всё свое время уделял светским приемам, балам и театрам. Но в отличие от многих своих современников Евгений вовсе не рад такому раскладу. Герой испытывает глубочайшую скуку, которую не в силах развеять даже самое масштабное торжество. Он достаточно умен, образован и воспитан в лучших традициях своего времени. Но ни к одному делу не лежит его душа. Онегину быстро надоедает всё, за что он берется, будь то писательство или управление собственным имением. Молодой дворянин не может найти себе место в окружающем его мире, Белинский называет его «эгоистом поневоле» и оказывается прав: в окружении светского лоска и лицемерия ему ничего не остается, как самому стать таким. Но что-то продолжает тревожить Евгения, он чувствует, что для него в жизни больше не осталось ничего по-настоящему важного. Любовные интересы героя мимолетны и фальшивы, он не готов никого впускать в свою жизнь. Возможно потому, что просто не умеет искренне относиться к людям, не понимает каково это — любить, а значит, боится. Его дни проходят один за другим в апатии, и даже смена обстановки способна взбодрить его лишь на несколько дней.
Молодой поэт Владимир Ленский оказывается полной противоположностью Онегина. Он горяч сердцем, мечтателен и восторжен. Герой – настоящий романтик, воспитанный в Германии и выросший на поэзии, которая открыла ему новые невиданные миры, полные чувств и эмоций. Если для Онегина писательство – лишь инструмент, способный изредка развеять скуку, то для Ленского поэзия – весомая часть жизни, практически ее основа. Он на все смотрит через призму романтики и новизны, ведь с реальным миром он мало знаком. Выросший на произведениях и собственных мечтах он с трудом способен примириться с окружающей действительностью, а также со взглядами своего нового приятеля Онегина. Владимир с головой погружается в омут любовных переживаний, ни на минуту не допуская мысли о предательстве или разрыве помолвки. Ольга для него – светлый идеал, та самая судьба, что была уготована влюбленному юноше. По отношению к ней можно составить вполне правдивую картину характера Ленского в целом.
Молодых людей сводит банальная скука, они оказываются единственными достойными друг для друга собеседниками в округе. Их отношения нельзя назвать дружбой, хотя возможно именно так считал Ленский. Для Онегина же поэт был лишь способом скоротать время, как и всё остальное вокруг него. Именно поэтому Евгений так легко идет на опасный флирт с Ольгой, даже не задумываясь, что подставил его вовсе не Ленский, а он сам, когда согласился поехать на именины Татьяны. Владимир же, в силу своей несформированности и неопытности моментально делает неверные выводы, а горячность характера не позволяет ему отступить с намеченного пути.
В одном Онегин и Ленский поразительно схожи – оба ни за что не отступятся от брошенного ранее слова. Гордость не позволяет им отменить дуэль, хотя оба понимают, что она может привести к непоправимым последствиям. Юноши не способны на компромисс, а значит, несчастье неизбежно.
Сумел бы Ленский стать великим и известным поэтом-романтиком? На этот вопрос не смог дать ответа сам Александр Сергеевич, а значит не можем и мы. Но именно его смерть стала первым событием из цепочки, которая привела Онегина к разительным переменам. В конце концов он сам становится словно тенью погибшего поэта. Страдающий от любви и невозможности быть вместе с Татьяной он максимально близко приближается к образу отвергнутого Ленского. Но ничего нельзя обратить вспять, ни чувства, ни поступки. Евгению предстоит жить дальше и нести на себе тяжкий груз не только своей жизни, но и той, что когда-то отнял так неосторожно.