Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" содержит в себе несколько прекрасных примеров использования эпистолярного жанра в рамках стихотворного романа - письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Эти отрывки схожи между собой, а также обладают отличиями от остального текста произведения, что связывает их и выделяет, делая их изучение занимательным и необходимым для понимания произведения в целом.
В отличие от самого романа, написанного особой "онегинской строфой", введенной А.С. Пушкиным специального для данного произведения, оба письма представляют собой более свободные по форме элементы. Данный прием был использован поэтом для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что это - мысли и чувства героев, облаченные в строки. Оба послания были написаны в моменты наибольшей уязвимости и открытости Татьяны и Евгения, они являются обращениями одного сердца к другому, чувственными воплощениями героев. Но между ними также есть весомые различия, о которых невозможно не упомянуть.
Свое письмо Татьяна Ларина написала после первой встречи с Евгением Онегиным, сразу после того как он покинул дом Лариных. Девушка была настолько поражена и впечатлена встречей с юношей, что попросту не смогла справиться с чувствами, требовавшими немедленного выражения. Онегин стал живым и реальным воплощением того прекрасного и идеального образа, который Татьяна долгие годы взращивала в своем воображении, опираясь на многочисленные любовные романы. Весь образ Евгения был окутан какой-то едва уловимой тайной, благородством и тем шармом, который обычно присущ лишь книжным героям. Он завладел сердцем и разумом девушки, что заставило ее пойти на отчаянный шаг. Татьяна первая пишет о своих чувствах молодому человеку, что само по себе является строгим нарушением тех норм, что царили в обществе во времена, когда разворачивались события романа. К тому же, девушка вежливое «вы» заменяет на взволнованное «ты». Ее чувства так сильны и чисты, что она даже не замечает этого, ей «страшно перечесть» свое же письмо, но при этом она полна решимости отправить его своему возлюбленному. Она страшится отказа, но и противиться сердцу не в силах. В этом поступке в полной мере раскрывается сила характера этой удивительной пушкинской героини.
Если письмо Татьяны спонтанно, то свое послание Онегин, скорее всего, продумывал перед тем, как сесть за письмо. Его строки буквально пропитаны горьким жизненным опытом и напускным спокойствием, за которым изнывает его натура, жаждущая страсти и эмоций от возлюбленной женщины. Евгений использует куда более сложные речевые обороты, каждое его слово выверено и лаконично, что демонстрирует читателю всю его искусность и опыт отношений с женщинами. Это письмо повзрослевшего Онегина – одна из последних его отчаянных попыток обрести счастье, которое он годы назад так неосторожно и неосмотрительно отверг и сам отдалил от себя. В отличие от Лариной, Онегину недостаточно просто видеть повзрослевшую прекрасную княжну, он хочет припасть к ее коленям, вернуть расположение, но в то же время сомневается в высокой нравственности героини: ждет осуждения, злословия и гнева со стороны Татьяны. Когда же героиня остается безмолвна, кажется, будто это еще больше раззадоривает Евгения, он направляет к ней еще два послания, а после приезжает сам. Это – поступок отчаявшегося человека, полностью потерявшего себя в любовных страстях. Он будто меняется с Татьяной местами:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе
Теперь не Онегин распоряжается чужими чувствами, а его собственные, как и благополучие, находятся в прямой зависимости от решения, которое необходимо принять Лариной. Она поступает так, как и полагается благородной даме высшего сословия: отвергает Онегина и остается верна нынешнему супругу. Ларина, в отличие от главного героя, сумела вырасти, но не утратила нежных чувств, пронесла их в своем сердце несмотря на ту боль, что они ей принесли. Онегин же не только вовремя не смог впустить их в себя, но в итоге влюбился в напускной образ светской дамы, а не в ту милую прекрасную девушку, которой глубоко внутри осталась Татьяна. Онегин и Ларина – пример того, как по-разному люди могут относиться к своим чувствам и к чувствам своего партнера, а их письма являются отражением глубинных переживаний, которые становятся поворотными в судьбе каждого их героев.